Приветствуем в Одессе!

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Новости Одессы

В 2013 году в Одессе
появится стелла «MASSALIA»
в честь города-побратима Марселя

Скульптурная композиция «MASSALIA» станет подарком Одессе от Марселя в честь 40-летия установления побратимских отношений между нашими городами. читать далее... >>

История Алматы

Посольство Республики Казахстан

ПОСЛАНИЕ Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Назарбаева Н. А. Народу Казахстана (27.01.2012)
Уважаемые соотечественники! Новый этап Казахстанского пути – это новые задачи укрепления экономики, повышения благосостояния народа. Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В современном мире это коренной вопрос социально-экономической модернизации. читать далее... >>

about(О) городской SUB-культур'S

Формы Алма-Аты
или
Поцелуй Эпохи

Есть «Отрочество» Льва Толстого и есть «Алма-Ата неформальная» Арсена Баянова, книги почти об одном, но разных, позволю заметить, классиков. Случится удивит сопоставление – да отчего же?
Отрочество человека и города всегда похожи, они нечто неделимое в себе и внешнем, как близнецы Сиама. Разве что у городов (sic Urbi!) трилогий без счета, и они обычно совпадают с эпохо-образующим поколением.
70-е и 80-е неповторимы, и если не столь отдаленные от них времена назвали Серебряным Веком, то эти вполне могут называться Гитарным Декадансом. Всё знаете Высоцкий, дворовые романсы и иные прочие Beatles издательства им. лентопротяжного устройства.
Но время – это речь (не мной отмечено), а не только саунд.
Речь улицы, городской вены и клоаки, артерии и акведука, она самый достоверный портрет города в рамке календарной шкалы - истории.
Запечатлеть ее значит сохранить и город, и поколение.
Толстой оставил нам портрет русского дворянина и его естественной среды, Джек Керуак не дал исчезнуть одной из самых юных Америк, а с Арсеном Баяновым здорово повезло Алма-Ате.
Первое явление книги алма-атинского писателя уже случилось в Одессе.
Так почему именно в этом Городе надеюсь, что понятно, если вы знаете за литературу хоть пару пустяков.
3 сентября в пресс-клубе Союза Журналистов прошла презентация книги «Алма-Ата неформальная».
Одесса город разный, так не скажу обычный, а тех одесских журналистов еще боялся сам Антон Павлович Чехов (см. Воспоминания современников), но то не та эпоха.
В этой же книга А. Баянова получила приз международного конкурса «Украинская мова – мова единения».
Вас так может что-то удивляет – так то Одесса.

Фанфары отгремели, дальше бубен.
Встреча с автором состоится немного в следующем году, засим – пора и к прозе!
Стоит ли писать о непосредственности книги? – наверное да, по первоначально-верному прочтению данного термина. Не-посредственно, или не-привычно-о-обычном. В дальнейшем обзоре не смотрим на краткость фраз, поскольку мысль продленная – уже утерянная.
Итак, перед нами фолиант несторического письма, что означает, пишем Нестор, подразумеваем story.
Лирическое отступление:
- последним временем в киевском метро ренессанс внезапной моды – девушки читают книги. Девушка со смартфоном становится анахронизмом! – не знаю правда, как в алма-атинском метро. Что интересно, стало достаточно легко определять качество литературы по дизайну текста.
Т.е. если наблюдаем большой красивый шрифт, изящным узором занимающий не боле 30% листа – перед нами Марья Незванная «Смерть на подоконнике» или Эвелина Монтрэ – «Последняя девственница Версаля».
Книга любого формата, забитая текстом как общий вагон при развитом социализме определенно являет как минимум классику, а то уж и совсем Ортегу-и-Гассета или Тайра моногатари.
Сама же девушка никогда не выйдет на пл. Льва Толстого/Республиканский стадион, только ст. м. Университет или даже на Контрактовой площади.
Взглянув с этого шпиля на «Алма-Ата неформальная» А. Баянова, раздумывать нечего – явление совершенно классическое.

Я полагаю, что книгу невозможно придумать.
Всякая книга уже есть на свете, на своей временной полке и дожидается подходящего автора.
Далее происходит встреча, автор обыкновенно попадает в писатели, а книга в литературу.
Все иные случаи – пипифакс набитый текстом.
Продолжаем:
Любую критическую опись, благородно выражаясь – эссе, следует начинать с музыки автора.
Ежели таковая не явлена в нотах, она завсегда присутствует в звукослове текста.

Вводим термин (возможно, заимствованный) – репортерская проза.
Здесь отрокам минувшей волны сразу вспомнится героический Юлиус Фучик, литератор безусловно не ординарный, но, он не совсем к месту.
Уместнее скорее будет Ярослав Гашек с незабвенным рядовым Йозефом Швейком.
Почему? – чехи и казахи всегда были братскими народами, поскольку знали друг о друге только понаслышке, все прочие народы как не назови – коммунальные соседи, скандал на скандале.
Второе – родовое сходство биографий и даже некоторая внешняя похожесть.
Оба, Баянов и Гашек, родились при действующих империях в коих и начали свои отнюдь не монохромные пути творчества и, пройдя известные водоразделы, продолжили уже в полновесных республиках, что безусловно пошло на пользу литературе в целом.

Теперь попробуем найти то общее, что и делает разным.
А. Баянов «Алма-Ата неформальная»
А когда еле телепавшийся поезд сделал небольшую остановку на той злосчастной станции, то из окна купе я увидел, как менты бьют какого-то тщедушного номада, и так как был подшофе, вылез из вагона защищать бедолагу…
Наутро, когда я проснулся в камере, то там вообще никого не было…
Ярослав Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»
Когда Швейка заперли в одну из бесчисленных камер в первом этаже, он нашел там общество из шести человек. Пятеро сидели вокруг стола, а в углу на койке, как бы сторонясь всех, сидел шестой - мужчина средних лет. Швейк начал расспрашивать одного за другим, за что кого посадили. От всех пяти, сидевших за столом, он получил почти один и тот же ответ.
- Из-за Сараева…
... Шестой, - он всех сторонился, - заявил, что не желает иметь с этими пятью ничего общего, чтобы на него не пало подозрения, - он сидит тут всего лишь за попытку убийства голицкого мельника с целью грабежа.

Интонации, господа!

А. Баянов «Алма-Ата неформальная»
Я ворочался в темноте, но сна все не было. Тяжелые мысли о своем будущем одолевали меня. Тогда я захотел включить свет, но, открыв глаза, увидел человека, который сидел в моем любимом кресле, уставившись на меня немигающим взглядом. Меня подкинуло от страха на диване, но все же я сумел дрожащей рукой включить торшер. …
Когда пришел Аскар, то я сидел с блаженной улыбкой посреди комнаты со скалкой в руке, довольный, что выиграл битву с эльфами.
Ярослав Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»
- Короче говоря, - сказал Швейк,- ваше дело дрянь, но терять надежды не следует,- как говорил цыган Янечек в Пльзени, когда в тысяча восемьсот семьдесят девятом году его приговорили к повешению за убийство двух человек с целью грабежа...

Если в реальности отсутствует абсурд, то она попросту ирреальна, не моя мысль.
И, на мой взгляд, репортерская проза в чистом виде, очерки участника со стороны внезапно ставшие романом.

Авторов, писавших города как живую субстанцию во времени, не так то и много и здесь приходят на память Владимир Алексеевич Гиляровский, так и вошедший в русскую литературу как бытописатель Москвы. И Джон Дос Пассос, манхэттенская плоть с лицом мировых тридцатых..
Пробуем:
А. Баянов «Алма-Ата неформальная»
Сэм был парень хоть куда – умный, обаятельный, приятный во всех отношениях, все бабы всегда были его. И еще он прекрасно знал английский – закончил Иняз. Джейн была старше его лет на десять, и, наверное, бедный Фрэнк ей уже порядком поднадоел. И вот Джейн и Сэм влюбляются друг в друга! Фрэнк, узнав об этом, не выдерживает… и забухивает, а потом запивает и Джейн, и вместе с ними Сэм!
На меня все это тоже так сильно подействовало, что я сам… чуть не ушел в безысходный, как бугристая солончаковая степь, как беспросветное гортанное завывание кабыза, как нескончаемая песнь акына, казахский запой!
Вл. Гиляровский «Москва и москвичи»
Керосинка не раз решала судьбу людей.
Скажем, у актрисы А. есть керосинка. Актер Б., из соседнего номера, прожился, обедая в ресторане. Случайный разговор в коридоре, разрешение изжарить кусок мяса на керосинке… Раз, другой…
- А я тоже собираюсь купить керосинку! Уж очень удобно! - говорит актер Б.
- Да зачем же, когда у меня есть! - отвечает актриса А.
Проходит несколько дней. - Ну, что зря за номер платить! Переноси свою керосинку ко мне… У меня комната побольше!
И счастливый брак на “экономической” почве состоялся.

Быт – велик!
В ясном изложении, разумеется. А способность создавать из быта беллетристику говорит о стоящем литераторе не меньше, чем самая изысканная фабула. Разумеется, не все мы читали Джойса, но как не вспомнить О. Генри?

И конечно свет всех душ, святая четверть, Джек Керуак.
Ящик Пандоры из которого во время оно высыпались все дары Вселенной от Битлз и Чарльза Буковски до Забриски Пойнт Антониони и вечной Нирваны с детским запахом от Курта Кобейна.
Blow Up!
А. Баянов «Алма-Ата неформальная»
..он довольно уверенно подходит к нашей скамейке. Мы его пока не бьем. Куда спешить, нас-то человек пятнадцать. Для нас это бесплатная комедия. Но разве можно определить жанр, в который заплела судьба этот странный узел? Может быть не комедия это вовсе, а трагедия. Парень берет гитару, мы даем ему такую возможность, пусть потешится… он перестраивает гитару на семиструнный лад. А ведь все песни «Битлов» и других групп играли всегда на шестиструнках. Вот лох! А он довольно уверенно произносит: «Песня про черного дрозда из «Белого альбома» «Битлз». Помните…
… И вокруг царит гробовая тишина, пока этот парень поет…
Джек Керуак «В дороге»
Что у тебя за дорога, чувак? – дорога святого, дорога безумца, дорога радуги, дорога рыбки в аквариуме, она может быть любой. Это дорога куда угодно для кого угодно как угодно. Куда кого как?

Любимая игра ставить зеркало напротив зеркала.

А. Баянов «Алма-Ата неформальная»
.. это некая инициация. Ведь все эти мульки, одежда, браслеты, сережки, татуировки – как шаманские причиндалы. Музыканты ведь – это шаманы. А музыка – это колдовство. Многие красят глаза, губы, ногти не оттого, что они голубые, а потому, что этого требует эстетика отношений между человеком и инструментом, который становятся частью тебя, частью той великой мистерии под названием рок-н-ролл.
Джек Керуак «В дороге»
Он был БИТЫМ – а это означало корень, душу красоты Битничества. Что он знал? Он испробовал все, что было в его силах, чтобы сказать мне, что именно он знал, и они мне в этом завидовали – завидовали тому, что я с ним рядом, тому, что я его защищаю и пью его, как когда-то пытались они. Потом они посмотрели и на меня. Чем я был – я, посторонний, – что делал я на Западном Побережье в эту прекрасную ночь?

Уверен, как и в великом Хаосе, который есть все и в котором ничто, что тихоокеанский прибой утрами доносится до Зеленого базара, а с Кок-Тобе ясным осенним вечером прекрасно виден LA.

Истинные трагики нашего мира конечно же клоуны, летописцы – скоморохи, а настоящая лирика прячется в длинных рукавах Пьеро.
Сравнение последнее – Джон Дос Пассос.

А. Баянов «Алма-Ата неформальная»

Алма-Ата тех времен чем-то напоминает свингующий Лондон шестидесятых. Хотя на дворе был коммунизм. Но мы почему-то этого не замечали… Свободная любовь, вино, немного марихуаны… и много-много музыки.
«42-я параллель» Джон Дос Пассос
Красное вино, сумерки и посыпанные желтым гравием площади в рамке винных бочек и в парке запах шоколада, серые статуи и на дощечках: Улица погибших надежд, Улица духа законов, Улица забытых шагов - и запах тлеющего листа и серолицые дома Бурбонов, растворяющиеся в винно-красных сумерках.

Пробуем время, господа гурманы.
---
Чем лучше всего ощутить вкус эпохи допустим, в данном случае, советской?
Скорее всего возрастом (зачастую уже не вашим), фильмами Семнадцать мгновений весны, Белое солнце пустыни и Неуловимые мстители, который вероятно уже никто никогда и нигде не покажет.
Отвлекаясь от кинематографа к литературе – как написать «нетленку»? (пардон, 70-е) – пиши языком своего времени и, поверь, это не уличное блабла.
Пример великой и русской прозы показывает нам как литераторы, следовавшие скажем «народному языку», что было невыносимо модно лет сто, от Григоровича до Проскурина, оказываются со временем тоже в откровенно русском месте.
Здесь скоропись времени от Арсена Баянова намеренно настояща.
Имеется в виду, что автор вас не увлекает, и кто вы такой, чтобы вас влечь?
Вы может вообще из другого города.
Или портвейна не пили.
Или считаете, что Битлз - это вообще где-то между Бишкеком и Байтурсыновым, последний, впрочем, не город, а классик. Так в чем же дело, читатель дорогой?
В том, что книгу просто пронизывает некое светлое безумие, без которого любое искусство не возникает.
Да как иначе? Автор ли ты, танцор, малый голландец пост-пейзажной реальности – все равно ты изначально фигляр рыночного балагана, малый с бубенцами на шляпе.
Не забываем о первоистоках.
Cest fini, messieurs.
Merci moi!

Артур Новиков                                        27.10.2018

Ш. и Калабрия. Взгляд графомана

Калабрия.
Вздох и запах невероятнейшего вкусопостижения италийских красот сумрачным Севером рациональности, возлюбленнейшее место артистического бомонда России XIX века.

  читать далее --->>

Город мимолетный навсегда

“dark they were, and golden eyed”
Ray Bradbury
«у Черного моря
у самого синего моря..»
Леонид Утесов
ITGL

Есть на Земле такие места, которые просто сами по себе обуславливают возникновение там городов. Природой, ландшафтом, множеством и множеством не поддающимися историко-геодезической логике вещей, которые смешиваясь в неповторимом коктейле со временем являют нам в конечном итоге свое главное и неповторимое произведение — Город.   читать далее --->>

Resistance. Cопротивление O-бычностu.

“art cannot be criticized
because every mistake
is a new creation”
Thierry Guetta /”Mr Brainwash”/



Искусство беспонтовым не бывает — свободный перевод великой фразы от мистера Промой-Мозги, земляка и однофамильца не менее безвестного француза Дэвида Гетта.
Их совместный клип Metropolis не просто манифест и гимн стрит-арта, он вся саб-калча от битников Лос-Анжелеса 50-х до стрёмного Детройта рейволюшн-эры и от первых гарлемских пикассо де чикос с баллончиками до готических романтиков Стокгольма и Токио. Guetta и Nicky Romero схватили именно дух явления и всю живую эстетику непричесанной свободы, ту которая видна исключительно в не-банальных местах проживания Homo Sapiens.   читать далее --->>
я не знаю, о чем эта страница. In Absolute.
еще не вполне понимаю, что значит само понятие, городская sub-culture. может оставшееся от Брэдбери понимание сути места, создающее людей живущих в нем и, как правило — это город.   читать далее --->>

Приветствуем в Алматы!

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Новости Алматы

Уважаемые друзья! Управление культуры г. Алматы объявляет конкурс на поддержку проектов в области культуры и искусства на 2013 год. Заявки на конкурс принимаются с 13 ноября 2012 г. по 18 января 2013 г. читать далее... >>

История Одессы

Посольство Украины

ВЫБОРЫ 2012
ВНИМАНИЮ ГРАЖДАН УКРАИНЫ! УВАЖАЕМЫЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ!
28 октября 2012 года состоятся очередные выборы в Верховную Раду Украины.
Если Вам на момент выборов исполнится 18 лет и Вы будете находиться на территории Казахстана, Вы можете осуществить своё право проголосовать на одном из двух избирательных участков – в Посольстве Украины в г.Астана или в Генеральном консульстве Украины в г.Алматы.
читать далее... >>
© TINA's ArtStudio ®   All Right's Reserved
   Дом Дружбы      партнеры      события       статьи      СМИ      медиа      контакты      citY-zONE